Предлагаем вашему вниманию статью Ольги Владимировны Красюк, монтессори-терапевта, специалиста с большим опытом работы. Она предлагает к обсуждению важную в современном обществе тему — гиперактивные дети в свете монтессори-педагогики.
В Монтессори-педагогике одним из основных терминов является нормализация – формирование у ребенка способности к свободной созидательной сосредоточенной работе. Нормализация рассматривается и как процесс, и как результат. Нормализованный ребенок сам выбирает себе упражнение, работает с ним в течение необходимого ему времени, убирает на место. У такого ребенка феномен поляризации внимания, отмеченный Марией Монтессори, проявляется наиболее ярко, ребенок настолько погружен в свою деятельность, что никакие внешние факторы не могут ему помешать. Кроме того, после такого сосредоточения ребенок не только не устает, а наоборот, кажется полным сил. Широко известен пример, который привела в одной из своих книг Мария Монтессори: девочка в ее группе так углубилась в упражнение с цилиндрами, что ни песня, которую запели ставшие вокруг нее дети, ни изменение положения (девочку вместе со стулом подняли и поставили на стол) не смогли ее отвлечь. Многократно повторив упражнение, девочка подняла глаза, полные восторга от проделанной работы. Она была совершенно счастлива и нисколько не устала. Это кажется невозможным, но и в Монтессори-группах есть дети, которые, кажется, опровергают наблюдения Марии Монтессори. Это так называемые гиперактивные дети.
Что же такое гиперактивность? Обычно гиперактивным ребенком называют ребенка, не способного удержать внимание на предмете или действии хоть сколько-нибудь долгое время. Такой ребенок постоянно переключается, хватает предметы, бросает их, его трудно усадить за стол. Тем не менее, в такой непродуктивной работе и при низком уровне произвольности дети умудряются развиваться. Они нарушают дисциплину, мешают другим, могут попасть в опасную ситуацию из-за своей невнимательности. Очень ярко такого ребенка показали авторы мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал». Главный герой мультфильма бросается под машины, увидев на другой стороне собаку, прыгает в лужу, а родители, добравшись с ребенком до детского сада, вздыхают с облегчением. В саду такой Петя заводит всех детей, не слышит призывов воспитательницы, учиняет разгром на площадке и несет опасность как себе, так и окружающим. Но такой ребенок может научиться владеть собой при определенных условиях.
Также существует диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), который проявляется невнимательностью, повышенной активность, импульсивностью. Неврологи связывают данный синдром с особенностями строения и функционирования головного мозга, повреждениями, которые встраиваются в личность ребенка и влияют на поведение, общение, учебу, формирование различных навыков – от навыков самообслуживания до навыков самоконтроля. Гиперактивный ребенок обязательно должен быть обследован врачом-неврологом для исключения нарушений неврологического характера, а при их выявлении – подбора соответствующего лечения. Педагоги и родители всегда должны помнить, что поставленный врачом диагноз СДВГ – это не плохое воспитание, не проявление дурных привычек, а особенности развития ребенка.
Тем не менее, и дети с диагнозом СДВГ, и гиперактивные дети, не имеющие такого диагноза, вызывают беспокойство у родителей и педагогов. Нужно сказать, что такие дети были и раньше. Мария Монтессори описывает ребенка и маму, которые пришли к ней. Ребенок вел себя типично: хватал все подряд, ни на чем долго не задерживал свое внимание, а мама пыталась его привлечь хотя бы на минуту. Ее поведение, пишет Мария Монтессори, было похоже на поведение человека, который подбрасывает в костер сухие ветки, давая ему гореть быстро, но не заботясь о том, чтобы он горел ровно и долго. Зачастую взрослые так и поступают, стараясь привлечь непроизвольное внимание гиперактивного ребенка, подсовывая ему все больше и больше предметов, картинок, простых заданий, тогда как он нуждается совершенно в иной работе – он должен научиться произвольности и сосредоточенности. Но возможно ли это?
Рассмотрим, как решить эту проблему в рамках Монтессори-терапии и в группе.
Монтессори-терапевтическая работа – это индивидуальная работа по коррекции тех или иных нарушений развития. Она может осуществляться как в течение короткого насыщенного курса (например, 10 дней ежедневно по полчаса), так и в течение длительного времени (в течение года раз в неделю по полчаса). Оба варианта могут быть успешными и решать поставленные коррекционно-развивающие задачи. Короткий насыщенный курс может быть рекомендован, если ребенка необходимо вскоре ввести в группу детей (Монтессори-группу или группу сверстников), а длительный курс обычно показан детям, имеющим выраженные особенности психического развития (например, нарушения речевого или интеллектуального развития, расстройства аутистического спектра и другие). Кроме того, Монтессори-терапия обязательно предполагает включение родителей, так как без поддержки в семье сформированные на занятиях навыки быстро угасают. Монтессори-терапия будет показана в первую очередь детям, которым поставлен диагноз СДВГ. В этом случае Монтессори-терапия включает введение ребенка в правила, закрепление умения действовать в рамках правил, использование психологических приемов снижения тревожности у ребенка и его родителей, формирование и развитие произвольности, навыков контроля, структуры деятельности в целом (навыков планирования, реализации, контроля результата). Также важно в процессе Монтессори-терапии дать ребенку уверенность в себе, своих силах, а родителям – уверенность в том, что особенности ребенка могут быть совместными усилиями врача, педагога и родителей преодолены или уменьшены.
Вот что рекомендуют врачи родителям детей с СДВГ:
— не критикуйте ребенка, вместо этого формулируйте позитивные правила (вместо «не делай так» — «я тебе покажу, как надо делать);
— отмечайте его успехи и помогайте исправить ошибки («я рада, что у тебя получилось», «это можно исправить так…»);
— помогите ребенку успокоиться с помощью приятной музыки, спокойных занятий, ванны;
— составьте для ребенка простые и ясные правила, поддерживайте распорядок дня;
— больше общайтесь, давайте ребенку время ответить;
— давайте выполнимые задания, уменьшайте количество отвлекающих факторов;
— будьте непреклонны в своих требованиях и решениях, четко объясняйте ребенку, за что он наказан.
В Монтессори-группе терапевтическими возможностями для гиперактивного ребенка обладают все компоненты: структурированная упорядоченная среда, позволяющая ребенку каждый раз находить предметы и упражнения на одних и тех же местах, не затрачивая усилий для их поиска, правила поведения (их немного, они просты, но обязательны для выполнения), презентации, контроль ошибок, тишина и сосредоточенность других детей, отношение педагога и особые приемы, дающие Монтессори-педагогу возможность своевременно реагировать на те или иные проявления гиперактивности. Мария Монтессори, описывая вновь пришедших в группу детей, отмечала признаки гиперактивности практически у каждого. Но со временем, писала она, эти признаки потихоньку исчезали, как снег тает при комнатной температуре – медленно и незаметно. Таким образом, сама Монтессори-среда является фактором преодоления гиперактивности у ребенка, не имеющего нарушений в развитии.
Родителям очень важно помнить, что преодоление гиперактивности – процесс длительный и требует постоянного внимания к режиму дня, порядку во внешней среде и в требованиях взрослых. Нужно быть готовым твердо отстаивать правила и требования, вовремя останавливая ребенка, предлагать ему занятия в соответствии с его потребностями, поддерживать продуктивную деятельность и ни в коем случае не основываться на непроизвольном внимании, которого у него и так в избытке. Порой родителям приходится использовать приемы удержания ребенка, если сам ребенок не может себя контролировать. Тогда взрослый, находясь на одном уровне с ребенком («глаза в глаза»), удерживает руки ребенка (или обнимает его), тихо и без раздражения объясняя ребенку, что поведение, которое демонстрирует ребенок, недопустимо. Некоторое время ребенок будет вырываться, кричать, возможно, даже пытаться ударить, но спокойствие взрослого, его уверенность в правоте и доброжелательность обязательно возымеют свое действие. Нужно сказать, что гиперактивные дети чаще всего в свой адрес слышат раздраженные приказания и окрики «Не делай!», «Прекрати!» и подобные, тогда как нуждаются они совершенно в ином. И в наших силах дать гиперактивным детям то, что поможет им владеть собой.
Красюк Ольга Владимировна, Монтессори-терапевт,
учитель-дефектолог высшей категории
ГБОУ «Центр «Динамика»