Этот образовательный подход был разработан итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Она родилась в 1870 году и стала первой женщиной в Италии, получившей квалификацию врача.
Мария работала в таких областях науки, как психиатрия, антропология и образование. Проводя научное наблюдение. Монтессори увидела, что каждый ребенок рождается с потенциалом, который ему предстоит раскрыть. И он вовсе не представляет из себя «чистую доску», на которую следует что-либо наносить, или «пустой сосуд», в который надо вкладывать что-либо взрослому.
Благодаря Марии Монтессори сегодня педагоги-практики:
- Создают для детей образовательную среду, которая наиболее естественна для них и способствует удовлетворению их жизненно важных потребностей;
- Внимательно наблюдают за работой детей в этой среде;
- Постоянно вносят изменения в созданную ими среду, чтобы обеспечить наиболее полное раскрытие потенциала каждого ребенка на физическом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном уровнях.
-
Сейчас более 20.000 школ во всем мире применяют метод Монтессори в работе с детьми с рождения до 18 лет. Образование по системе Монтессори по сути представляет из себя модель человеческого развития и основанный на этой модели образовательный подход. Оно основано на понятиях независимости и свободы в установленных границах, а также на уважении к естественному процессу психологического становления ребенка. Правильно подготовленные учителя, разновозрастные классы, периоды непрерывной работы и специализированные методические материалы — вот обязательные элементы, необходимые для успешного применения метода.
Мария Монтессори полагала, что образование вносит непосредственный вклад во всемирный миротворческий процесс. Она чувствовала, что, позволив детям развиваться в соответствии с законами человеческой природы, мы сможем построить более гуманную и устойчивую цивилизацию. За более чем 100 лет существования метода Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей, инициируя создание тысяч школ. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования. В 1988 году ЮНЕСКО назвала Марию Монтессори одной из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
В монтессори-школах дети становятся самостоятельными, способными к самореализации и взаимопомощи. Они учатся сотрудничать и вносят вклад в развитие общества. Система Монтессори — это образование на всю жизнь, которое дает навыки, способствующие достижению успеха в нашем постоянно меняющемся глобальном обществе.
В монтессори-педагогике:
- Дети предпочитают работу, которая направлена на их развитие, игре. Заботливо созданные учебные материалы отвечают внутренним потребностям в развитии, которые столь же важны и неотложны для растущего ребенка, как и потребность в еде и дыхании.
- Не важны поощрения и наказания. Ребенок получает награду и удовольствие от своей работы, и скорее реагирует не на поощрения и наказания, а на разумное направление его деятельности.
- Детям присуща любовь к тишине и тишина возникает тогда, когда ребенок чем-то увлечен. Любят участвовать в коротких играх, в которых требуется поддерживать тишину.
- У детей есть глубокое чувство собственного достоинства.
- У детей возникает спонтанная самодисциплина. По мере того, как дети увлекаются работой, которая им интересна, не отвлекаясь на других детей и их деятельность, они развивают самодисциплину.
- У детей происходит открытие письма в возрасте около четырех – четырех с половиной лет и примерно через полгода — чтения. Многие начинают с интуитивного чтения, «нанизывания» звуков слова друг за дружкой.
- Радость, которую дарует нам природа, если мы правильно используем наши способности. Дети чувствуют себя обновленными после работы, которая отвечает потребностям их развития.
Многие лидеры инновационных отраслей и представители творческих профессий сегодня — выпускники монтессори-садов и школ. Среди них такие разные известные люди, как основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia, принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес и отец современного менеджмента Питер Друкер.