Мария Монтессори–врач, педагог, философ, ученый, основоположник движения, оберегающего права планеты под названием «Детство» и всех ее обитателей–детей. За ее «широкой спиной», огромным напором гения и страсти, направленного на раскрытие истинной природы ребенка, его талантов и потенциала, мы движемся в течение 100 лет.
Истинная природа ребенка очень уязвима к грубому, невежественному вмешательству взрослых, общества, цивилизации, настолько же, как и природа планеты. Изучив особенности общества, семьи, образования, Монтессори увидела, что, к сожалению, все в организации жизни человечества направлено на нужды и потребности взрослых, не учитывая особенностей жизни на «планете детей».
Монтессори смогла взглянуть на ситуацию чистым взглядом непредвзятого ученого, которого не волнуют традиции и мнения «собратьев по цеху». Она увидела, что тех, кого мы любим, тех мы и губим, не считаясь с их истинными потребностями. Капризы, непослушание, беспорядочность, неусидчивость-это всего лишь внешние проявления неудовлетворенности природы ребенка.
Дети познают мир, используя все органы чувств и руку, как инструмент головного мозга. Ум ребенка распределен по всему телу, и каждая клеточка помогает построить картину мира, сформировать личность. То, что прожито через тело, через движения, через использование нескольких органов чувств, отлично запоминается и становится частью личности малыша.
Кроме того, Монтессори открыла, что у детей есть периоды особой чувствительности к познанию или освоению определенных навыков, умений, осознанию явлений нашего мира, периоды освоения речи и письма, чтения, математики, интереса к мелким предметам и к сенсорному развитию, развитию музыкального слуха и другие.
Что же касается окружения–детям нравится делать взрослые дела, и они успешно с ними справляются, когда все приспособлено к размеру их детской руки и тела. Они рады освоить нашу цивилизацию, ее «устройство», когда все представлено в системе, от простого к сложному. Эта сложность должна быть «опредмечена» в том, что можно ощутить через органы чувств, через проживание в движении.
Благодаря наблюдениям за детьми, в монтессори-классе была создана систематизированная среда, которая поддерживает ребенка психологически, соответствует его периодам развития и сенситивным периодам. Частью «среды» являются и другие дети разного возраста и обученный взрослый, способный различать потребности детей в развитии и направлять их в этом богатстве выбора. Эта система, называемая методом монтессори, и ее реализация в виде монтессори-классов, которые бывают для детей от рождения до года, от 1 года до 3-х лет, от 3-х до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет–показала свою эффективность и состоятельность на протяжении всего существования монтессори-педагогики.
Когда мир детства получит равные права на существования с планетой взрослых, тогда максимальный потенциал, заложенный природой для каждого ребенка, может быть раскрыт. И мы увидим расцвет этого ребенка–человека, а по мере распространения этого опыта–и расцвет человечества, живущего в мире и гармонии–с собой, с другими, с природой и вселенной. Вот почему мы выбрали Монтессори!
Вячеслав Кривенко, руководитель центра «Мир Детства»