Свобода внутри границ — это основная концепция Монтессори. Для родителей, которые не глубоко знакомы с Монтессори-подходом, эта концепция может показаться противоречивой. В конце концов, не являются ли границы и правила противоположностью свободы? Некоторые родители наоборот, могут быть обеспокоены тем, что «Монтессори» — это «педагогика свободы», а значит, там ребенок делает что хочет, и возможна анархия, отсутствие правил и в конце концов, плохое поведение ребенка.
Что такое свобода в пределах границ?
Свобода внутри границ — это концепция расширения прав и возможностей. Она охватывает понимание того, что ребенок – это исследователь, способный учиться и «строить себя». Монтессори поощряет свободу в пределах ограничений путем разработки и предоставления ребенку подготовленной среды. Особенно важны здесь низкие открытые полки, логически упорядоченные виды деятельности и удобные для детей рабочие помещения в классе Монтессори. По сути, это побуждает ребенка свободно перемещаться по классу и выбирать свою «работу» (которая и является процессом самообучения) в рамках соответствующего приемлемого поведения. Эти ограничения являются основными правилами класса Монтессори.
Каковы границы класса Монтессори?
В классе Монтессори есть три основных правила. Все остальные основные правила основаны на этих трех.
1) Уважение к себе
2) Уважение к другим;
3) Уважение к окружающей среде.
— Уважение к себе относится к обучению детей тому, как безопасно и продуктивно работать в классе Монтессори. Дети могут свободно выбирать свою деятельность, при условии, что им было продемонстрировано представление о том, как обращаться с определенным обучающим монтессори-материалом, который хочет выбрать ребенок, и он знает, как использовать материалы с уважением, чтобы избежать нанесения себе вреда.
— Кроме того, уважение к другим людям включает в себя социальные навыки и вежливое поведение. Дети могут работать самостоятельно или в небольших группах; В случае, если это групповая работа, то детей нужно пригласить для совместной деятельности и они не должны вмешиваться в процессы других ребят. Все дети должны проявлять уважение к другим в своем классе.
— Наконец, уважение к окружающей среде относится к надлежащей заботе обо всем в классе Монтессори. Это включает в себя использование материалов Монтессори по назначению, наведение порядка и уборку в классе, возвращение материала на место и по необходимости, замену использованного материала на новый для следующего ребенка, уход и заботу о всех живых существах и всех предметах в окружающей среде.
Типы свободы в среде Монтессори
Свобода передвижения
В классе Монтессори дети могут свободно передвигаться по комнате и переходить от одного занятия к другому. Дети, которые свободно передвигаются по комнате, с большей вероятностью выбирают целенаправленную работу и удовлетворяют свою потребность в деятельности. В результате, получая свободу передвижения, дети учатся изучать окружающую образовательную среду, а это позволяет им проявить истинные, идущие от природы таланты и интересы.
Свобода выбора
Свобода выбора имеет основополагающее значение для подхода Монтессори. Это потому, что выбор позволяет детям обнаруживать свои потребности, интересы и способности. Кроме того, свобода выбора побуждает детей заниматься самообучением и, таким образом, проявлять результат этой деятельности в виде новых способностей, навыков, понимания, расширения кругозора, академических знаний и т.д.
Свобода времени
Свобода времени позволяет детям работать с одним и тем же материалом столько, сколько ребенок захочет. По сути, это побуждает детей учиться в своем собственном темпе, развивать навыки концентрации и учиться терпению ждать своей очереди. Кроме того, это показывает ребенку на глубинном, подсознательном уровне, насколько мы уважаем его самого как развивающуюся личность, и его истинные потребности.
Свобода повторения
Трехчасовой рабочий цикл утренней «свободной работы» в монтессори-классе дает учащимся возможность работать с учебными материалами и добиваться успеха на практике. Кроме того, через повторение дети учатся саморегуляции и решению проблем.
Свобода общения
Монтессори поощряет общение в классе. Дети учатся обсуждать действия, решать проблемы и развивать свои социальные навыки.
Свобода совершать ошибки
Дизайн материалов Монтессори побуждает детей самостоятельно обнаруживать результат своей деятельности. Каждый материал спроектирован с визуальным контролем ошибки. Это позволяет ребенку понять результат деятельности посредством практического обучения.
Как свобода в рамках границ приносит пользу ребенку?
Свобода в рамках ограничений поощряет детей к тому, чтобы они стали уважаемыми членами своего сообщества. Благодаря жизненному опыту, учащиеся узнают, что свободный человек выбирает то, что лучше для себя и для других.
В заключение можно сказать, что свобода в пределах границ учит детей, как стать независимыми и уверенными учениками (т.е. людьми, которые учатся – не только сейчас, но и на протяжении всей жизни), и которые уважают правила своей свободы.
Мария Монтессори написала: «Давайте оставим жизнь свободной, чтобы развиваться в пределах добра, и давайте наблюдать за этой внутренней жизнью. В этом вся наша миссия »