Жизнь сложна и трудна, она связана с постоянным преодолением препятствий. Часто родители, которые прекрасно справились с последствиями трудностей, пережитых в детстве, адаптировались к современным реалиям, создали прекрасную семью и являются успешными в карьере или имеют собственный бизнес, вдруг начинают ограждать своего ребенка от всего и вся, как будто считая, что если они продлят ребенку младенческий период полной защищенности и неведения о трудностях жизни до 3-5-7 (15-17…30) лет, то это ему поможет. Он как-будто будет лучше себя чувствовать, чудесно возмужает (в тепличных условиях и в дополнительной супер-безопасной окружающей среде), в которой мама и папа (плюсом иногда бабушка и дедушка) сделают максимум для его комфортного произрастания и расцветания. Только вот природа задумывала иначе – к двум годам ребенок в принципе может научиться выживать самостоятельно. А годы, отпущенные природой на адаптацию к жизни (от рождения до 6 лет), которые ребенок проведет в комфорте среди родственников, стряхивающих с него пылинки, реагирующих на любые, даже не озвученные желания и порывы — не помогут раскрыться потенциалу здоровой личности, и будут упущены. Что же, есть альтернатива! Можно, конечно броситься в противоположную крайность – «закалять как сталь» в различных аспектах, то есть требовать от ребенка то, что ему не по силам, а можно найти золотую середину – понять, что без шишек и падений ребенку не обойтись на пути освоения нашего физического пространства и социального мира. Поэтому можно ему помогать развивать устойчивость.
Поощрение устойчивости у детей
Жизнь полна проблем и препятствий, которые могут заставить детей чувствовать себя подавленными и разочарованными. Мы все испытываем целый ряд стрессов в нашей повседневной жизни, и дети не являются исключением. Споткнулся и упал на игровой площадке — неприятность; перешел в новый детский сад – нужно снова адаптироваться; не смог собрать головоломку или успешно выполнить занятие, проиграл в игре — все это примеры трудностей, с которыми могут столкнуться наши дети в раннем возрасте.
Если мы хотим, чтобы они подходили к проблемам с позитивным отношением и уверенностью, были готовы меняться, мы должны научить их развивать устойчивость. Повышение устойчивости происходит благодаря развитию социальных и эмоциональных навыков, которые включают в себя навыки преодоления трудностей. Развивая навыки, связанные с устойчивостью, дети учатся быть счастливее и понимают, что могут справиться с любыми жизненными проблемами.
Что такое устойчивость?
Устойчивость — это способность подходить к жизненным проблемам с оптимизмом и уверенностью в собственной способности приходить в себя и быть успешными. Все люди рождаются со способностью к устойчивости, это не то, что у некоторых есть, а у других нет. Просто над этим мы все работаем всю свою жизнь.
Почему устойчивость важна?
Устойчивые дети превращаются в устойчивых взрослых. Люди, обладающие стойкостью, не зацикливаются на неудачах. Вместо этого они признают сложные ситуации, учатся на любых ошибках, решают проблемы с уверенностью и двигаются вперед с позитивом. Жизнерадостные люди обычно здоровее и счастливее, у них более низкий уровень депрессии и они добиваются больших успехов в учебе (и на работе).
Что создает устойчивость?
Детям нужна как внешняя поддержка, так и внутренняя сила, чтобы построить устойчивость. Внешняя поддержка, такая как заботливые отношения и положительные образцы для подражания (папы и мамы в первую очередь), играет важную роль в обучении детей тому, что они находятся в безопасности, любимы и их принимают. Навыки внутренней силы, такие как саморегуляция, критическое мышление, уверенность, позитивность и ответственность, учат детей, что они способны справляться с трудными ситуациями.
Как Монтессори поддерживает устойчивость?
Монтессори развивает культуру устойчивости, потому что в основе ее лежит идея, что дети — способные ученики, которые могут делать и думать самостоятельно. В классе Монтессори это можно увидеть через фокусировании детей на независимости и самокоррекции. Если ребенок проливает напиток, ему предложат вытереть. Если он не может выполнить задание, то предлагается повторить попытку, когда будет готов к такой работе. Позволяя детям самостоятельно решать проблемы, а не устраняя их за него, Монтессори дает детям уверенность в себе, так необходимую им, чтобы оправиться от тяжелых ситуаций или разочарований.
Три способа научить своих детей устойчивости
Независимость
Поощряйте вашего ребенка пробовать новые вещи, которые ему интересны, соответствующие возрасту. Самому брать стакан с водой и нести его к столу, лазать по холмам или деревьям в парке и т.д.. Не бойтесь позволить ему пробовать новые вещи, даже если вы думаете, что они могут быть слишком сложными. Дети учатся лучше всего благодаря практическому опыту и тренировке. Для поощрения независимости:
- Примите девиз Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Когда ваш ребенок борется с какой-то задачей, например, завязывает обувь, не поддавайтесь желанию взять и сделать за него. Примите тот факт, что ваш ребенок не будет делать все правильно с первого или второго раза, и что обучение тому, чтобы стать независимым, — это процесс, который повышает устойчивость.
2. Давайте время. Чтобы стать независимым, нужно время и терпение. Если вашему ребенку требуется 20 минут, чтобы одеться, начните утренние сборы на 20 минут раньше. Важно уделять дополнительное время ежедневным занятиям, чтобы приспособиться к новым навыкам самостоятельности вашего ребенка.
3. Определите возможности для независимости. Составьте список вещей, которые ваш ребенок может сделать для себя. Примерами могут быть: чистить зубы, выбирать одежду, надевать обувь, убирать игрушки или ставить тарелку в раковину. Спросите своего ребенка, какие обязанности он может выполнять. Принятие вами независимости вашего ребенка, вероятно, увеличит его желание попробовать что-то новое.
Эмоциональная осведомленность
Рассматривайте истерики и эмоциональные всплески как возможности для обучения, чтобы помочь вашему ребенку определить и понять его эмоции. Используйте три шага, чтобы помочь ему управлять сложным поведением:
- Поймать любые свои негативные мысли и чувство смущения: поведение вашего ребенка не является отражением вашего воспитания. Это демонстрация развития у него навыков эмоциональной и поведенческой регуляции.
2. Подходите к ситуации с терпением и сочувствием: сделайте три глубоких вдоха и подумайте о текущей ситуации с точки зрения вашего ребенка. Какова вероятная причина его поведения и как он себя чувствует? Голоден, устал, ревнует?
3. Переосмыслить и решить проблему. Используйте текущую ситуацию в качестве учебной для возможности устранить причину, стоящую за их поведением. Обсуждение эмоций вашего ребенка с ним и подтверждение его чувств поможет ему понять и выразить себя, управлять широким спектром эмоций и обратиться за помощью, когда это необходимо.
Уверенность
Помочь детям обрести уверенность легче всего с помощью разумной заботы, позитивных утверждений и постоянной поддержки. Действия, которые поощряют уверенность, включают:
- Модель устойчивости. Самый первый способ, как дети познают устойчивость — от своих родителей. Когда родители хорошо справляются со стрессом в повседневной жизни, они показывают своим детям, как делать то же самое. Для того, чтобы показать модель устойчивости — подходите к трудным ситуациям с терпением и позитивным отношением к делу.
2. Поощряйте вашего ребенка продолжать пытаться, когда задача трудная или неприятная. Позитивно говорите о трудных задачах и поощряйте вашего ребенка рассматривать проблемы как возможности для развития новых навыков.
3. Покажите ему, что ошибаться это нормально. Все делают ошибки, и главное, что мы учимся на них, чтобы сделать лучше в следующий раз. Поощряйте вашего ребенка рассматривать ошибки как возможности для поиска решения проблем другим способом.
4. Активно обращайте внимание на сильные стороны вашего ребенка. Обсудите и поощрите своего ребенка развивать свои сильные стороны, а также свои ограничения. Эти положительные утверждения станут «голосом» в голове вашего ребенка. Озвученный позитив помогает детям развить позитивный внутренний голос.