Сейчас, среди современных родителей, это очень модная тема. Под «ранним развитием» чаще всего понимают ускоренное интеллектуальное развитие малыша, используя некие скрытые возможности мозга, при помощи разнообразных новых методик. Возможно это влияние своеобразной «компьютерной революции» произошедшей в нашей современной цивилизации? Но детей всё чаще стремятся «прокачать» всем и сразу, причём практически с самого рождения.
В результате ребёнок попадает в зону тотального сенсорно-эмоционально-интеллектуального стресса, он просто тонет во всё возрастающем количестве стимулов-впечатлений. Многие родители, поняв лозунг «после трёх уже поздно» слишком буквально, кладут все свои силы и возможности на то, чтобы предоставить ребёнку как можно больше возможностей для роста, покупая ему очередную развивающую игру, с запредельным количеством функций. Тут тебе и цифры с буквами, и цвета с формами, и тактильные ощущения вперемешку со зрительными образами. Или ведут его в очередную развивашку-развивалку, где уже привычно обещают из всех детей наделать гениев, занимаясь одновременно по всем направлениям, да ещё и всем подряд.
Соответствуют ли подобные подходы истинным потребностям ребёнка? Помогает ли такое богатое «впечатлительное» разнообразие в его задачах самопостроения собственной личности? Да, ребёнок обладает уникальным механизмом впитывающего разума, но он жизненно необходим, чтобы создать фундамент, базовую СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ. Если пользоваться всё тем же компьютерным языком, то ребёнок решает задачу загрузки системных файлов, своей будущей операционной системы, а ему всё время пытаются напихать побольше всякого «полезного» контента.
В природе всё согласовано, торопя одни навыки, мы угнетаем другие. Природные законы развития не обмануть. И если внешняя среда настойчиво навязывает ребёнку умения раннего счёта и чтения, то эта задача может быть им решена, но обязательно за счет, какого-то иного, остро необходимого элемента. Что попадёт под удар и будет вытеснено теми же ранними цифрами-буквами? Возможно не столь яркие и заметные внешне, но от этого не ставшие менее нужными функции и навыки. Как в калейдоскопе впечатлений научиться концентрироваться на мелочах? А ведь ещё нужно ощутить себя независимой личностью, а не просто продолжением папы – мамы, осуществить тонкую настройку двигательного аппарата и скоординировать свои движения, взять под контроль свои эмоциональные импульсы, да просто САМООСОЗНАТЬ себя, запустить механизмы самостоятельного изучения мира и самого себя и многое-многое другое. Многим неискушённым наблюдателям, может показаться, что маленький ребёнок как бы ничего не делает, но он делает, он ведёт напряжённую работу, построения СЕБЯ.
Для меня гораздо более привлекательными являются идеи не раннего, но своевременного развития и постепенного раскрытия заложенных в КАЖДОМ ребёнке потенциальных возможностей. Всему своё время, давайте просто предлагать своим детям подходящие обстоятельства, в которых он самостоятельно может выбрать лучшее приложение для своих внутренних ресурсов и сил.
Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6, 6-12)