А оно может возникнуть по любому поводу. Не обесценивая их чувства словами — что ты там страдаешь из-за ерунды. Тогда человек быстро учится справляться и нести свой эмоциональный груз. Раз за разом попадая и выбираясь из эмоциональных ям, при должной поддержке он делает вполне обоснованный вывод что да, сейчас тяжело-трудно, но потом-то опять будет хорошо. Это одна из базовых настроек, получаемых ребёнком в детстве.
Если такого опыта нет, все переживания приходится держать в себе, ну а как же иначе, если зачастую даже слёзы не принимаются и осуждаются (потому как самих взрослых эти слёзы фрустрируют, они не знают что ещё делать, поэтому выбирают вариант — ПРЕКРАТИ). И вот это «держать в себе» очень сильно забирает-снижает энергетику, именно поэтому людям сложно, они могут кричать и взрываться или наоборот впадать в депрессию и замыкаться в себе, потому как не знают и не умеют экологично выразить свои эмоциональные состояния. И это следствие того, что ребёнку в детстве не всегда дают возможности для самопоиска и самононастройки инструментов выхода из переживательных сотояний. Большинство или даже все эксперименты с эмоциональными выражениями зачастую оказываются под запретом, потому как травмируют и бередят собственные эмоциональные раны и не прожитые до конца состояния тревожных уже родителей.
Проблема и в том, что родители предпочитают наращивать рациональный интеллект (читать-писать-считать), забывая о первичности эмоционального (понимать чувства других, сочувствовать-сопереживать-поддерживать, адекватно транслировать свои переживания в окружающий мир). И получаются детки-ёжики, которые потом становятся колючими взрослыми, которым самим себе сложно помочь, не то что своим детям.
Проблема и в том, что родители предпочитают наращивать рациональный интеллект (читать-писать-считать), забывая о первичности эмоционального (понимать чувства других, сочувствовать-сопереживать-поддерживать, адекватно транслировать свои переживания в окружающий мир). И получаются детки-ёжики, которые потом становятся колючими взрослыми, которым самим себе сложно помочь, не то что своим детям.
Что такое принимать?
Это в первую очередь оставаться спокойным самому.
Понять, что ребёнок нуждается в нас и нашей поддержке.
Это в первую очередь оставаться спокойным самому.
Понять, что ребёнок нуждается в нас и нашей поддержке.
Что конкретно предпринять?
Подойди к ребёнку или позвать его к себе.
Возможно обнять-поцеловать (по ситуации) и просто побыть с ним в период сложностей (чаще всего это несколько минут).
Сказать спокойно-доброжелательным тоном — я знаю, сейчас тебе тяжело… Знаешь, у меня так тоже бывает… На твоём месте, я тоже мог бы распереживаться…
Я рядом, я с тобой, ты под моей защитой, тебе со мной ничего не угрожает. Ты всегда можешь рассчитывать на мою поддержку…
И когда момент острых переживаний останется позади, просто отпустить обратно в мир.
И когда момент острых переживаний останется позади, просто отпустить обратно в мир.
Не бойтесь и не переживайте, ребёнка невозможно разбаловать таким проявлением внимания. Для него сам момент преодоления становится ресурсом, на который он уже может самостоятельно опереться. И в дальнейшем поддержкой-подтверждением может стать уже просто пересечение взглядов, улыбка, даже лёгкий, едва заметный кивок.
Как быть со взрослыми эмоциональными сложностями?
Похожим образом, потому как в каждом взрослом остался он, внутренний ребёнок. Ну может быть ещё стоит мысленно погладить его по голове.
С уважением к детству,
Юрий Филёв, Монтессори-гид (АМI 3-6, 6-12)