“Характер ребенка как глина – он гибок и легко может быть сформирован. Отдай его в руки добрых сил, и он формируется соответственно, помести в убогое окружение – и результат виден в наших тюремных протоколах”
— Эдвард Дж. Фланагэн
Создание монтессори-программ связано с глубокими изменениями, которые происходят повсюду. Идет 21 век, мы вступили в эпоху значительных изменений не только во внешнем мире, но и в ощущении каждым из нас своей жизни, своего мира.
Многие родители озабочены тем, чтобы в условиях перемен сохранить главные ценности, свой внутренний мир и то лучшее, что есть в нас, и передать это детям. Многие спрашивают себя: как нам так позаботиться о своих детях, чтобы они чувствовали себя в безопасности и нашли свой путь в этом безумном мире?
В тоже время эта эпоха перемен содержит в себе и позитивное начало: приходит другое поколение детей. Их называют «дети индиго», или «кристальные дети», «яркие», или просто «одаренные дети». И эти малыши меняют течение семейной жизни. Когда в семье рождается ребенок, никто в ней не остается прежним. Все и всё меняется! Эти дети дают вдохновение и побуждают каждого сделать молниеносные шаги вперед. Многие из этих детей чувствуют, что они здесь ради исполнения какой-то миссии.
Они приходят сейчас, когда мы — на «перекрестке семи дорог» и в личной жизни, и в жизни страны, и всего мира. Мы можем принять позитивные, высшие ценности и будем строить себя и свою жизнь на их основании, или — нас ждет хаос, неудачи, как в личной жизни, так и опасность погрязнуть в трясине политического и экономического хаоса, международных конфликтов, атак террористов и вездесущей угрозы ядерной войны в масштабах планеты. Что ж, ваша семья может стать колыбелью любви и надежды, в которой начинается новая жизнь для каждого члена семьи и, может быть, для всего мира.
Первые годы жизни – самые важные.
Сейчас в нашей памяти нет всех впечатлений первых лет жизни. Но на самом деле, каждое событие того времени, каждая встреча оставила свой отпечаток на нас, и построение нашего характера происходило через эти создающие наш характер переживания. Наши взгляды развивались под влиянием семейных представлений и привычек. Мы стали такими, как есть, (к лучшему или к худшему), благодаря нашим генам и в результате опыта первых лет жизни. Конечно, эти характерные черты не являются неизгладимыми, но они определенно влияют на нас, сознательно или нет.
Поэтому то, как проведет первые годы жизни ваш малыш, очень важно. Жизнь сама по себе – величайший учитель, и уроки жизни – это обычно смесь взлетов и падений. Дети рождаются с ощущением чуда, и наслаждаются исследованием жизни. Поэтому задача семьи и учителей – подготовить их к тому, чтобы они смогли встретить и пережить проблемы, которые преподносит жизнь, а все мы призваны растить детей, направлять их и помогать по мере необходимости.
Что мы можем сделать для своих детей?
Времена изменились. И, если мыслить конструктивно, то каждый из нас – и бабушки и дедушки в том числе — может прилагать усилия, чтобы стать наставником для следующего поколения. Чтобы осуществить это, нам необходимо не только узнавать о каких-то методиках обучения и применять их для образования, или, например, обеспечивать наилучший уход за своими малышами. Нам необходимо также увеличить свои внутренние силы, начать процесс самопреобразования, и сосредоточиться на том, чтобы думать по-новому. Таким образом, мы сможем внести ценный вклад в развитие своих детей и передать им наследие любви.
Как обучаются наши дети? Как мы можем максимально раскрыть их врожденную гениальность и способности? Хотя ответы на эти вопросы многогранны, родители и дети двадцать первого века могут получить большую пользу от работы выдающейся женщины девятнадцатого и двадцатого столетий, Марии Монтессори.
Благодаря тщательному наблюдению и интуиции, Монтессори разработала уникальный и успешный метод обучения детей, который, в конечном счете, принес ей славу всемирно известного наставника и теоретика педагогики. Множество детей сегодня посещают школы Монтессори, а другие, частные и общественные школы, продолжают ее дело.
Монтессори-среда, позволяющая ребенку развиваться с его собственной скоростью, является хорошим местом, чтобы начать обучение детей. Музыка и искусство, говорящие на языке души, позитивно влияют на детей в образовательном процессе. Мария Монтессори посвятила свою жизнь детям и молодежи. Она понимала, что наилучшее обучение достигается созданием обучающей среды, позволяющей проявиться «внутреннему учителю» ребенка. Именно тогда процесс обучения идет наилучшим образом.
В первые годы жизни вы не можете предоставить ребенку самому выбирать, что правильно и неправильно. Это труд родителей (и Монтессори-педагога – если вы ходите в монтессори-группу) — помочь ему научиться различать. Окружить ребенка конструктивными возможностями выбора — основа Монтессори-метода. Вы отбираете заранее, что будет и чего не будет в окружении вашего ребенка, потому что ребенок должен, в первую очередь, научиться различать на вашем примере между хорошим, лучшим и самым лучшим. Вы даете ребенку инструменты и оборудование, которые позволят ему раскрыть ум и сердце, развивать дух, душу и тело. В эти ранние годы вы не знакомите его с вещами, которые вы не желаете, чтобы он выбирал. Например, вы можете не хотеть, чтобы он слушал тяжелый металл или рок-музыку или проводил часы, играя в видеоигры, просиживая с гаджетами, поэтому вы исключаете все это из его окружения. Благодаря такому положительному опыту первых лет жизни у ребенка сформируется внутренний стержень, основа, благодаря которой он будет делать дальнейший выбор по всем вопросам жизни.
Родители и педагоги могут научить детей и позитивным социальным навыкам, это тоже происходит во время занятий и дома. Например, научить их выбирать таких друзей и занятия, которые действуют благотворно и укрепляют оптимизм. Дети следуют примеру людей, которых уважают, особенно примеру мамы и папы. Они обращают внимание на то, что мы делаем, и как мы это делаем; они строят себя по нашему образцу. Так они учатся быть хорошими друзьями или соседями.
Вызов времени
Сегодняшние дети быстро взрослеют, им становится доступны знания, которые в прошлом предназначались для взрослых. Например, уже не удивляет трехлетний ребенок, владеющий гаджетами и интернетом. И детям необходимо научиться, как усвоить эти знания и найти им конструктивное применение. В противном случае наши дети могут испытывать потрясение от шокирующих событий, о которых они узнают, или сложной для понимания информации. Именно здесь родители и учителя могут протянуть руку помощи.
Другая важная задача родителей и педагогов сегодня – помочь детям сфокусироваться на том, что им необходимо извлечь из постоянно растущей массы информации. Имеется ввиду не только ценность знаний, но и разнообразные пути открытий: традиционное образование, домашнее образование, учебники, библиотеки, энциклопедии, и всемирное общение через путешествия или интернет.
На самом деле, сейчас существует так много путей для расширения познания, что сам процесс образования может быть ошеломляющим. Становится важным не сам факт накопления знаний и диплом, врученный за это, а владение способами добывать знания и понимание, где можно найти нужную информацию, способность делать это вовремя и с нужной скоростью, а также способность быть объективным и принимать решения, отвечать за себя и свои действия. Важно развить привычку сохранять трезвую голову в напряженных ситуациях жизни, быстро взвешивая происходящее и возвращаться в менее напряженное состояние.
Новые возможности способны изменить будущее наших детей.
Сегодня открыты огромные возможности в изучении мировой культуры, религий, литературы, исторических событий, жизни выдающихся людей, научных достижений и современных технологий. Дети из разных стран взаимодействуют с помощью электронных средств друг с другом, и весь мир становится для них «большой деревней». Благодаря этому они более открыты, оптимистичны, готовы к изменениям, более творческие. А по мере того, как они исследуют и открывают для себя мир, они готовятся внести свой вклад в его развитие.
И многие сегодняшние молодые, известные, как поколение Х и Y*, вовлечены в разнообразные творческие и гуманитарные проекты, научные изыскания. Цели и видение будущего этих молодых людей определяется последними культурными, научными и технологическими изменениями.
Обмен студентами, любителями спорта, бизнесменами, туристами и семьями проложил постоянный путь в другие страны. И многие молодые люди путешествуют с помощью телевидения, кино и интернета. Выгоды всемирного личного и культурного обмена являются сегодня очевидными в жизни молодых людей. Они могут легко отправиться на стажировку за границу ради получения нового опыта, познания языка, изучения профессии или другой культуры, уменьшая национальные стереотипы и становясь менее зависимыми от социальных условий, в которых они родились.
Наши дети — лидеры завтрашнего дня. Мы не знаем пока, где место их призвания, и какова будет их роль в истории. Через пару-тройку десятков лет они будут формировать мнение мирового сообщества, будучи педагогами, людьми интеллектуального труда, бизнесменами, гуманистами, военными, политиками, артистами, ведущими на радио и телевидении, спортивными болельщиками, отцами и матерями. Сейчас они находятся в постоянном движении вперед, и благодаря нашим совместным усилиям могут исполнить свое предназначение. Дети по природе своей смотрят на жизнь, как на вызов, и на будущее, как на раскрывающуюся драму, в которой они планируют сыграть главную роль. Создадут ли они мир на Земле? Многое зависит от семьи, потому что семья – это колыбель цивилизации. Мы, как родители и педагоги, учимся тому, как защитить их путешествие в неизведанное, любя их и поддерживая. Мы хотим подготовить их так, чтобы они, обладая необходимыми знаниями, внесли свой действенный вклад на благо мира и на благо уже своих сыновей и дочерей.
Наши монтессори-программы возникли из потребности дать нашим детям образование, отличное от того, что получали мы – образование нового типа, которое сделает их свободными, счастливыми, умелыми и успешными не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас, во время обучения. Кроме того, этот метод обучения — естественный и простой, способный развивать в наших детях чувство собственного достоинства и веру в себя и в других, а также усиливать способность обмениваться впечатлениями и полученным опытом, сотрудничать; он поддерживает стремление помогать младшим и самим учиться у тех, кто умеет и понимает больше.
*Поколение Х это те, кто родился примерно между 1961 – 1982 годами.
Поколение Y, поколение Тысячелетия, — те, кто родился около 1982 года и до настоящего времени.