Решающее значение для того, чтобы ребёнок освоил язык, имеет двустороннее осмысленное общение.
Исследования доказывают, что дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге или другом взаимодействии. Кроме того, дети не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.
Поэтому рекомендуем:
— чаще общаться с ребёнком;
— сократить время пассивного изучения языка;
— не считать, сколько слов ребёнок выучил, а сосредоточиться на — совместных интересных занятиях.
Полезный совет: используйте одни и те же слова и одну и ту же интонацию, когда вы разговариваете с ребёнком. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.
ПРИЁМЫ ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
?Делайте паузы. Подождите, пока ребёнок ответит
Предоставьте ребёнку возможность говорить. Это означает, что после того, как вы что-то скажете или зададите вопрос ПОМОЛЧИТЕ. Всего 5—10 секунд, которые могут показаться вечностью, но у ребёнка будет достаточно времени понять, что сказать или сделать.
Пауза дает ребёнку важную подсказку, что теперь его очередь что-то сказать. Время на подумать (время ожидания) — метод, который обычно используют учителя и другие специалисты, работающие с детьми раннего возраста.
Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Обязательно подождите и дайте ребёнку достаточно времени осмыслить то, что вы сказали, и попытаться ответить.
Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему.
Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.
?Упростите разговоры
Поменяйте своё представление о «диалоге». Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для двухлетнего ребёнка «разговор» должен быть очень простым.
Если ребёнок уже разговаривает:
«Ку-…» → «Ку!»
«Я люблю…» → «Тебя!»
Если ребёнок ещё не говорит, его «фраза» в разговоре может выглядеть немного иначе. Он может не произносить слов, но всё равно «отвечает»:
«Ку…» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.
«Я люблю…» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДОГОВАРИВАНИЕ
✅На старт, внимание…
Эту игру легко и естественно устроить, когда вы вместе с ребёнком занимаетесь чем-то увлекательным.
Ребёнок сидит на горке, готовый съехать вниз, вы говорите: «На старт, внимание…» и делаете паузу (5–10 секунд), чтобы проверить, закончит ли малыш фразу, и ответит вам: «Марш!»
Когда вы собираетесь запускать мыльные пузыри, поднесите палочку ко рту и скажите: «На старт, внимание…» и сделайте паузу (5–10 секунд), чтобы проверить, произнесёт ли ребенок: «Марш!»
Если ребенок не говорит «Марш!», попробуйте подсказать малышу, произнести первый звук: «М…». Выдувайте пузыри, опустите палочку в мыльный раствор и попробуйте снова.
✅Один, два, …
Это упражнение очень похоже на «На старт, внимание, марш». Не забывайте всегда делать паузу и предоставить ребёнку достаточно времени на ответ.
✅Я вижу….
Идеально подходит для просмотра книг, занятия с игрушками, на прогулке (то есть, когда есть, что рассматривать).
Листая книгу с ребёнком, скажите: «Я вижу…», затем укажите на картинку и подождите (5–10 секунд), ответит ли ребёнок, что изображено.
Если ребёнок не говорит, что на картинке, помогите ему и повторите то же самое с другим изображением.
✅Ботиночки… надели! Ботиночки… сняли!
Когда ребёнок одевается или раздевается, проводите небольшие речевые упражнения с каждым предметом одежды.
Когда вы наденете рубашку на ребёнка, произнесите «Рубашку…» и сделайте паузу (5–10 секунд), затем добавьте слово «надели», если он сам не продолжает фразу.
Когда вы снимаете носки малыша, скажите: «Носки…» и сделайте паузу (5–10 секунд), затем добавьте: «сняли», если ребёнок сам этого не сказал.
Источник: MontiKids, перевод Марии Петренко