Вы слышали поговорку «практика — это путь к совершенству»? В раннем детстве повторение формирует основу для обучения, развития навыков и достижений.
Вспомните, как ребенок в первый год жизни учится ходить. Он начинает с ползания, затем повторяет много раз подъем, падение и снова ползет, прежде чем овладеет способностью ходить.
Ребенок должен сначала освоить основные навыки, прежде чем он сможет приобрести скорость, уверенность и мастерство в чем-либо. Именно благодаря повторению возможность становится способностью.
Что такое повторение?
Повторение не обязательно означает чтение одной и той же истории или выполнение одного и того же действия снова и снова.
Повторение может относиться к любой форме работы, которая предоставляет ребенку возможность практиковать навыки или область знаний.
Повторение происходит во многих формах. Это может включать в себя чтение одной и той же истории сто раз, освоение подобных или «продвинутых вариантов» игр, в которых повторяются одни и те же навыки, обучение сверстников или пассивное наблюдение за уроком или занятием, выполняемым другим ребенком.
Повторение также может исходить от повседневных дел или от окружения. Знание того, чего можно ожидать и упорядоченное выполнение вещей, помогает детям узнать, что может произойти и чувствовать себя непринужденно. Когда обстановка предсказуема, ребенок чувствует себя в безопасности, психологически защищенным, что создает оптимальную среду для обучения.
Что говорят научные изыскания о повторении
Обучение требует электрической энергии для создания нейронных связей. Чем меньше происходит «автоматических» действий, тем больше энергии требуется для создания новых нейронных соединений.
У взрослых эти нервные связи хорошо развиты, они основаны на предыдущем опыте, повторениях и практике. Это позволяет им делать такие вещи, как вождение автомобиля или решать математические задачи, затрачивая очень мало усилий.
У детей эти нервные связи только начинают формироваться. Повторение является необходимым строительным блоком, который позволяет им укреплять связи в мозге, которые, в свою очередь, помогают им учиться.
Почему важно повторение?
- Повторение способствует укреплению нейронных «центров обработки информации» мозга для обучения
• Повторение помогает ребенку практиковаться, достичь мастерства и сохранить знания
• Повторение дает возможность для применения и усиления навыка
• Повторение необходимо для развития навыка достижения мастерства и успеха
• Дети учатся через повторение и запоминание
• Дети учатся самодисциплине и критическому мышлению посредством повторения
• благодаря повторению движения улучшается координация
• благодаря повторению дети учатся различать детали и нюансы в окружающем их мире
• благодаря повторению дети развивают уверенность в прогрессе
• повторение учит детей усваивать понятия
• Повторение более высокого порядка, такое как синтез, анализ и применение, развивают интеллект ребенка
Монтессори и повторение
« Повторение — это секрет совершенства » — доктор Мария Монтессори
В своем обращении 1915 года к Национальной ассоциации образования доктор Мария Монтессори рассказала историю о трехлетней девочке, которая была глубоко поглощена работой с деревянными блоками цилиндров.
Монтессори заявила, что никогда не видела такой «неподвижности», когда ребенок работал над упражнением, повторяя его более сорока раз.
Когда ребенок, наконец, без остановки проделал все эти повторения упражнения и остановился, Монтессори отметила, что ребенок оглядывается вокруг с выражением глубокого удовлетворения и внутреннего покоя. Наблюдение Монтессори состояло в том, что мотивированный изнутри интерес и вызванное им внимание к действию своими руками, и повторение могут решить вопрос нестабильности концентрации, которая характерна для маленьких детей. Это открытие, среди прочего, сформировало несколько фундаментальных принципов, связанных с образованием Монтессори.
Как Монтессори поддерживает повторение
Среда Монтессори специально разработана для поддержки обучения посредством повторения и практики. На самом деле, повторение является ключевым признаком «сенситивных периодов», которые Монтессори охарактеризовал как время, когда дети наиболее склонны и желают легко освоить ключевую область знаний или определенные навыки.
Одним из примеров того, как Монтессори среда поддерживает повторение, является «рабочий цикл Монтессори» (у нас это время занятий в монтессори-классе с 9 до 12 ч). Этот трехчасовой цикл дает детям возможность выбирать свою собственную работу, следовать своим интересам и работать непрерывно.
Во время рабочего цикла дети часто возвращаются к одному и тому же занятию, повторяя его, пока не доведут его до совершенства.
Этот длительный период повторяющейся деятельности побуждает детей развивать концентрацию и самодисциплину, необходимые для более «продвинутой» работы.
Кроме того, материалы Монтессори, которые являются мультисенсорными инструментами обучения, учат детей тому, как решать проблемы и корректировать себя путем повторения и практики.
Работая с материалами Монтессори, дети развивают понимание абстрактных понятий, таких как естественные науки или математика, посредством практического опыта.
Кроме того, повторение заданий из области учебной программы «Практическая жизнь» помогает детям развить координацию и осознание своего тела, в которых они нуждаются для более сложного мышления.
Ребенок должен сначала научиться сидеть неподвижно и концентрироваться, прежде чем он сможет развить нейронные связи, необходимые для чтения, письма и математики.
Поддержка повторения дома
- Предоставить возможность для повторения
Вы можете поддержать своего ребенка, предоставив ему возможность повторять действия, которые его интересуют. Во время игры не торопите их собирать вещи, чтобы перейти к чему-то еще, если они увлечены своей деятельностью. Дайте им как можно больше времени для завершения упражнения.
- Расширение обучения
Поощряйте расширение обучения на основе повторения любимой истории, фильма, занятия или песни вашего ребенка. Предложите своему ребенку повторить упражнение и добавьте рисунки, побуждая найти сходства и различия и предлагая упреждать слова из песни или действия из любимого сюжета. Это повторяющееся обучение поможет им сформировать нейронные связи, в которых они нуждаются в будущем для более сложного обучения.
- Мультисенсорные вопросы
Способствуйте повторению, используя мультисенсорные вопросы. Спросите: «Как это выглядит?» «Как это пахнет?» «Как это звучит?» Эти вопросы помогут вашему ребенку сохранить новую информацию.
- Саморефлексия
Укрепите положительные аспекты повторения, спросив вашего ребенка о том, что ему нравилось делать в детском саду в течение дня. По дороге в детский сад на следующий день напомните о том, что ему понравилось в предыдущий день. Это побудит его к саморефлексии, что поможет быстрее и полнее изучать вещи.
Повторение в обучении является одной из важнейших основ развития ребенка. Чтобы поддержать и укрепить этот важный строительный блок нейронных связей, проявляйте терпение в те дни, когда ваш малыш хочет в очередной раз прочитать любимую книжку. Доверьтесь внутреннему развитию вашего ребенка. Повторение — это то, что ему нужно, чтобы учиться и добиваться успеха. Это окупится сторицей!