За последние годы в нашей стране получили широкое распространение группы, которые называются по-разному – группы раннего развития, группы вместе с мамой, группы Монтессори – места, куда приходят мамы с детьми самого раннего возраста часто с 9-10 месяцев до трех лет. Там есть оборудованное помещение, есть специально подобранные для детей этого возраста Монтессори-материалы, другие развивающие игрушки и руководитель группы, как правило, прошедший короткий курс обучения.
В профессиональной среде ведутся серьезные дискуссии на тему о том, зачем существуют эти группы, можно ли их назвать Монтессори-группами, полезны ли они или вредны. В Монтессори-педагогике в качестве важнейших факторов рассматриваются специально созданная среда и подготовка педагога, в группах же «Вместе с мамой» возникает и еще одна составляющая – присутствие родителей. И эта статья посвящена именно этому весьма специфическому и продуктивному фактору.
Чем младше ребенок, тем меньше мы можем рассматривать его развитие, состояние, познавательные возможности и любые другие функции в отрыве от значимого взрослого – как правило, в раннем возрасте это мама (Иногда это бывают папы, бабушки, няни). Это не значит, что с ребенком невозможно заниматься в отсутствии мамы – это значит, что воздействие мамы будет значительно перекрывать любые другие воздействия. В том числе и любых групп с любым наполнением и содержанием. Если только ребенок не проводит в них все время и тогда уже педагог становится значимым взрослым.
Поэтому в этой статье хочется обратить внимание как раз на самого значимого взрослого – то есть на маму.
Если вы летали в самолете, то возможно читали инструкцию по пользованию кислородными масками, в которой есть и такой пункт: «Если Вы летите с ребенком, то сначала оденьте маску СЕБЕ, а потом ребенку». Это очень важно. Потому что если Вы не оденете маску себе, то никто вашего ребенка не спасет. Если мама находится в состоянии депрессии, паники или сильной тревоги все это однозначно сказывается на ребенке.
Для многих современных родителей рождение ребенка становится сильнейшим стрессом, с которым справиться в одиночку бывает чрезвычайно сложно. Это связано с рядом причин.
До появления собственного ребенка родители, как правило, не имеют практического опыта ухода и контакта с младенцем, в то время как сто лет назад, когда в семье рождалось несколько детей, к моменту вступления в брак девушка уже была вполне подготовлена, переняньчив своих младших братьев и сестер, а также племянников и племянниц.
С другой стороны появилось огромное количество различной информации, методик, технологий и рекомендаций, которые сваливаются на нас ежедневно и утверждают, что если прямо с рождения не начать учить читать, считать, изучать английский или чему-нибудь еще, то все пропало. Ребенка в детский сад не возьмут, в школу он не поступит, в институт его не примут, словом будет он не конкурентоспособен, а вы, соответственно, будете не матерью, а ехидной. И это приводит к сильнейшему всплеску тревожности среди молодых родителей.
Кроме того, в течение прошлого века произошло кардинальное изменение самовосприятия женщины – ранее она была полностью ориентирована на семью и детей, а теперь она, как правило, уже имеет образование, специальность, опыт работы, нормированный рабочий день, признание и уважение коллег. А материнство, особенно первый год – это работа, когда вы находитесь на рабочем месте 24 часа в сутки, без выходных и отпусков, перекуров и перерывов на обед. Когда круг обязанностей не определен, а выясняется опытным путем и постоянно изменяется, ежедневно возникают авралы в виде болей в животике, режущихся зубов, сыпей, поносов, запоров и т.д. и т.п.
Должностные инструкции отсутствуют, а проверяющих, инструктирующих и имеющих собственные и зачастую противоположные мнения в виде мужа, собственной мамы, свекрови и медсестры из поликлиники полно. Причем работа физически тяжелая, не оплачиваемая, в пенсионный стаж не входящая, и обществом за работу не считаемая.
И, наконец, во многих семьях происходят серьезные изменения в отношения с супругом. Меняется статус женщины, возрастает или возникает материальная зависимость от мужа, часто происходит отдаление просто в связи с уменьшением совместно проводимого времени и с принципиальным изменением интересов и потребностей женщины. Все это приводит к тому, что молодая мама находится в состоянии сильного психо-эмоционального напряжения.
Причем его уровень оценивается выше чем, например, уровень стресса при ухудшении финансового положения, смерти близкого друга и перемене работы.
При этом реальную психологическую и психотерапевтическую помощь получить могут очень мало родителей, во-первых, потому что крайне мало специалистов могут работать с семьей в присутствии младенца, а, во вторых, в такой помощи нуждаются большинство молодых родителей.
Создание групп «Вместе с мамой» это движение под лозунгом – спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Потому что организуют их часто именно молодые мамы, наиболее активные и инициативные, которые помимо всего прочего получают дополнительное образование и создают рабочие места.
По моим наблюдениям то, что происходит в таких группах можно квалифицировать, как очень эффективную групповую психотерапию.
Среди лечащих факторов групповой психотерапии выделяются базовые категории это (1):
* Внушение надежды.
* Универсальность.
* Сообщение информации.
* Альтруизм.
* Развитие социализирующих техник.
* Имитационное поведение.
* Межличностное влияние.
Рассмотрим, как реализуются эти факторы в деятельности групп «вместе с мамой».
«Вселение и укрепление надежды – краеугольный камень групповой психотерапии». И это первое, что получают молодые родители, когда они приходят в группу. Они видят специально подготовленную среду, большое количество разнообразных игрушек и материалов, назначение которых поначалу не совсем понятно, что, впрочем, только добавляет притягательности, так же как непонятные слова в речи специалиста добавляют уважения к его профессионализму. Они встречают подготовленного педагога, который знакомит их с правилами в группе – то есть это не просто игровая – место, где есть четкие правила само по себе вызывает уважение и доверие. Ну и конечно позиционирование таких групп, как мест, где ребенку предоставляются максимальные возможности для саморазвития, позволяет снять с себя часть груза ответственности и немного успокоиться. Потому что именно тревога заставляет родителей начать обучение ребенка «до рождения» и создает неимоверное напряжение вокруг ребенка, требования к которому и непомерные ожидания приводят к резкому взлету страхов и неврозов у детей самого раннего возраста. И многие родители, приводящие детей в такие группы именно из этой категории. В работе специалистов помогающих профессий одна из первых задач в такой ситуации – успокоить.
Универсальность переживаний. «Многие пациенты приступают к терапии с тревогой в душе, полагая, что в своем несчастье они единственные в своем роде, что только у них одних бывают пугающие или неприемлемые проблемы, мысли, импульсы или фантазии».
Так же многие родители, приходя в группу, полагают, что только их ребенок не спит до 5 ночи, или «ничего не ест» или ноет часами, или до сих пор не разговаривает. Сегодня Интернет помогает понять, что это не так, и что эти и многие другие проблемы характерны для многих. Но, общаясь в группе лично, и наблюдая за другими детьми и родителями «в реале» понимания мы достигаем быстрее.
Сообщение информации. В этой категории рассматривается обучающее инструктирование и прямой совет. В этом плане чрезвычайно важна теоретическая подготовка педагога по детской психологии и различным аспектам детско-родительских взаимодействий, а так же знание основ и принципов Монтессори-педагогики, знакомство с которыми часто приводит к инсайту у родителей – «я всегда это чувствовала, только не могла выразить», или «теперь я знаю, что ответить маме». Так же важен и прямой совет или презентация эффективного контакта с ребенком в том случае, когда родитель, взаимодействуя с ребенком по привычному сценарию, попадает в одну и ту же ловушку. Многие группы являются базой для приглашения специалистов – психологов, врачей, диетологов что также способствует повышению и образовательного уровня и родительской компетенции.
Альтруизм. Иначе взаимопомощь и человеколюбие. В разных странах по-разному относятся к детям в глобальном понимании и конкретных проявлениях. Так, например, в Финляндии в каждом общественном туалете есть унитазы или горшки для детей, в ресторанах — игровые комнаты, а в электричках – даже целиком игровые вагоны с горками, книжками и игрушками. Живя или путешествуя с маленьким ребенком по стране, вы не будете испытывать сложностей с памперсами, детским питанием, а главное отношением к вам. В Берлине буквально на днях приняли закон, который гласит: «Шум, производимый играющими детьми, является социально адекватным проявлением их жизни, и его надо терпеть в целях поддержания права детей на развитие». В наших же реалиях ребенок до сих пор существенно ограничивает возможности. С ним трудно ездить в общественном транспорте – он вызывает раздражение окружающих, потому что вертится, встает ногами на сиденье, кричит, ноет. С ребенком не принято ходить в рестораны и другие общественные места. В такси, несмотря на правила ДД, вам не предложат детского сиденья. Любой может упрекнуть вас в том, что вы не так воспитываете вашего ребенка или выразить недовольство в ваш адрес. Даже в местах, специально ориентированных на детей вы будете испытывать значительные трудности – вспомните детские поликлиники. Можно перечислять бесконечно те ограничения или дискомфортные ситуации, с которыми сталкиваются молодые родители. Приходя же в группу, люди чувствуют, что их здесь принимают и понимают, что принимают и понимают их ребенка. Очень часто в группах возникает удивительная атмосфера тепла, доброжелательности и взаимной поддержки, в значительной степени ради которой родители и ходят в группу. Эти группы становятся толчком для установления многолетних дружеских связей между семьями. Возникает совершенно новая ситуация, когда не родители выбирают друзей своим детям, как это происходило раньше, а дети – друзей своим родителям. Установившиеся дружеские отношения между 2-х- 3-х годовалыми детьми, создают основу для многолетних контактов между родителями. И количество таких групп стремительно растет именно благодаря тому, что люди побывавшие в них создают впоследствии свои собственные.
Развитие навыков социализации. Социализация – термин, который мы применяем, когда говорим о развитии ребенка. Однако то же самое мы можем сказать и молодых родителях. Поскольку социализация это «становление личности — процесс
усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.»
Появление ребенка принципиальным образом меняет образ жизни семьи, интересы, привычки, приоритеты, круг общения. И адаптация к этой новой ситуации — получение новых знаний, приобретение навыков, психологических установок — требует значительных усилий и гораздо проще и эффективнее происходит среди «себе подобных».
Имитационное поведение. Впитывающее мышление, так Мария Монтессори называла особый способ ребенка обучаться. То есть усваивать информацию из окружающей среды без усилия, не ставя сознательно перед собой такой задачи. В гораздо меньшей степени, но этот способ присущ и взрослому, когда мы подхватываем новые словечки, повторяем чью-то мимику и жесты, запоминаем мелодии, приобщаемся к каким-то новым интересам и увлечениям.
Происходит это особенно эффективно в моменты эмоционального подъема или сильной вовлеченности в процесс, то есть интереса к чему-либо. В первые годы своей жизни не только ребенок растет, но и родители становятся родителями – это специфический сенситивный период повышенной чувствительности и восприимчивости ко всему, что связано с детско-родительскими отношениями. Часто изменяются отношения с собственными родителями, обостряются или наоборот улучшаются. Поскольку, с одной стороны, человек заново проживает свое собственное детство, то все неразрешенные проблемы всплывают с новой остротой, а с другой — происходит понимание мотивов действий родителей и их проблем. В этот сенситивный период «рождения родителя» человек становится особо восприимчив и к информации и к образцам поведения. Особенно это касается мам, которые постоянно обсуждают вопросы питания, сна, послушания, развития ребенка и еще сотни других проблем. И наблюдение за эффективным взаимодействие взрослого и ребенка, а также тренинг такого взаимодействия в группе являются одним из важнейших способов обучения. Поэтому так важны грамотные презентации гармоничных отношений педагога с ребенком – без принуждения, с учетом возрастных особенностей и свойств темперамента ребенка.
Межличностное влияние. В нашем обществе женщина, родившая ребенка, в первые три года находясь дома, часто «выпадает» из социума, что для активных, энергичных, занимавших определенное положение на работе или в кругу друзей женщин становится большим потрясением.
Разрушается привычный уклад, рвутся дружеские и рабочие связи. Часто женщина с ревностью и болью относится к тому, что на ее супруга рождение ребенка не оказало такого действия, и он может продолжать ту же социальную жизнь, что и раньше.
В этот момент появление группы «единомышленников», то есть людей, занимающихся одним и очень важным делом, имеющих сходные проблемы и готовых обсуждать их и поддерживать друг друга в самых разных отношениях становится очень существенным. Эта поддержка проявляется не только в готовности поделиться памперсом, согласии посидеть с ребенком, в обмене адресами специалистов и рецептами, но и в эмоциональной поддержке и признании значимости роли мамы, понимании сложностей, тяжести физической и психологической нагрузки и готовности порадоваться вместе успехам, оценить приложенные усилия.
Таким образом, проанализировав процессы, которые происходят в группах «Вместе с мамой» и подобных им, можно сказать, что по ряду основных критериев они могут быть отнесены к терапевтическим группам.
Безусловно, все это факторы работают по разному, в зависимости от того, какие именно люди приходят в группу, от подготовленности и личности организатора и ведущего группы, созданной среды и поставленных задач, и даже от таких факторов как размер помещения, освещенность, температура в помещении и времени проведения группы.
Конечно, далеко не все группы действительно выполняют все вышеперечисленные задачи, но они могут их выполнять, и в этом отношении особенно важна не борьба за «чистоту жанра», а всемерная помощь, обмен опытом и доступность информации.
Дети растут очень быстро, чем младше ребенок, тем большее значение для него имеет именно состояние матери, ее спокойствие и уверенность. То есть как раз то, что реально может дать группа «Вместе с мамой».
Литература.
1. Ирвин Ялом. Теория и практика групповой психотерапии.
Баканова Елена
Психолог консультант АМПР Bakanovaelena@gmail.ru